avangard-pressa.ru

Эмоциональных состояний в ситуациях профессионального - Медицина

взаимодействия специалиста социальной сферы»1

Цель тренинга — познакомить участников с психологией стресса. Помочь овладеть способами снятия напряжения и выхода

1 Разработан выпускницей факультета повышения квалификации УрГПУ 2001 г. В.А.Крутась в рамках выпускной квалификационной работы под руководством канд. пед. наук Л. В. Сафоновой.

из состояния стресса, навыками совладания с нервно-психиче­ским напряжением. Задачи тренинга:

1) профилактика сохранения здоровья и эмоционального бла­
гополучия в условиях постоянного нервно-психического напря­
жения;

2) повышение стрессоустойчивости учителя в ситуациях об­
щения;

3) осознание основных источников и симптомов собственного
стресса.

В ходе тренинга рассматриваются следующие вопросы.

Что такое стресс?

Понятия об общих механизмах стресса.

Как распознать стресс или предупредительные сигналы стресса?

Физиологические и психологические изменения в состоянии стресса.

Источники стресса.

Меры борьбы со стрессом.

Формы работы на семинаре: теоретические включения, мини-дискуссии, игры, упражнения с целью приобретение практиче­ских навыков, релаксация.

Блок «Знакомство» (15 мин)

Представление ведущего и предложение назвать имя и прила­гательное к нему, которое характеризовало бы каждого. Игра «Ком­плимент» (бросить мяч и сказать комплимент другому).

Введение правил групповой работы (конфиденциальность, ак­тивность членов группы, безоценочность суждений, Я-высказы-вание). Выяснение ожиданий участников от тренинга.

Блок «Актуализация проблемы» (15 мин)

Тест на выявление напряженности. Дискуссия на тему «Когда я нахожусь в состоянии стресса, то я чувствую...». Упражнение на снятие напряжения «Свеча».

Блок информационно-практический (45 мин)

Что такое стресс? Как распознать стресс или предупредитель­ные сигналы стресса (составляются их индивидуальные списки, затем общий). Физиологические и психологические изменения в состоянии стресса. Психологические реакции на стрессоры непред­сказуемы (гнев, раздражение, головокружение до ощущения со­стояния опьянения...).

Психологическая реакция зависит от многих факторов, вклю­чая эмоциональное состояние в данный момент и оценку нами величины причиненного нам беспокойства.

Физиологические реакции более предсказуемы. «Биохимия стресса» — стрессор приводит в действие цепочку биохимических и неврологических изменений. Источники стресса. Мелкие непри­ятности, которые могут создать большой стресс. Главное — нако­пительный эффект мелких неприятностей, в отличие от воздей­ствия крупных событий, которые влияют изолированно друг от друга и преобразуют нашу жизнь. Мелкие неприятности влияют на эмоции и здоровье. Дискуссия на тему «Что мне помогает пре­одолеть стресс?». Упражнение «Поиск ресурсов для борьбы со стрес­сом», выполняемое участниками в группах по 3—4 человека. Об­суждение, обмен личным опытом выхода из стресса.

Психотехническое упражнение (по желанию участников): вы­явление накопленного уровня стресса (шкала социальной адапта­ции Т.Холмса и Б.Рэя), выработка способов совладания с ним; релаксационное упражнение «Прекрасное место».

Завершающий блок (15 мин)

Рефлексия дня. Прощание.

12.10. Технология работы с утратой и острым горем1

Работа с горем проходит в три стадии:

1) принятие утраты разумом;

2) принятие утраты чувством;

3) развитие новой идентичности.

Некоторые замечания о работе с горем. Ребенок, потерявший родителя, все время что-то ищет: «Мама, я потерял свою игруш­ку». Утрата может притягивать другие утраты и неприятности или способствовать приобретениям. Например, когда умерла бабуш­ка, произошла переоценка отношения к родителям.

Возможные вопросы при работе с утратой.

О человеке, которого пациент потерял:

• Расскажите мне, что это был за человек — экспрессивный
или сдержанный, теплый или холодный? И т.п.

• Как он обычно выражал свои чувства по отношению к вам?
Как вы узнавали о его любви?

• Если бы он оказался сейчас здесь, что бы вы хотели сказать
ему?

• Какие у него были недостатки?

• Расскажите о самых неприятных моментах в ваших отноше­
ниях.

По материалам семинара Н. Кассета.

• Расскажите о его характерных чертах, может быть, вы вспом­
ните о нем что-то смешное?

• Какими были его манеры, расскажите о том, что было харак­
терным именно для него, что больше всего его раздражало (в любой
области, пусть даже в области политики)?

• Какими были его привычки? Может быть, что-то в его при­
вычках раздражало вас? Если он курил, разбрасывал ли пепел по
всему дому?

• Что вообще вас раздражало в нем более всего?
О смерти:

• Расскажите, как он умирал.

• Когда в последний раз вы видели его?

• Какой была ваша первая реакция на его смерть? Вы плакали?

• Удалось ли вам с ним проститься?
О похоронах:

• Расскажите, как его хоронили. Его кремировали?

• Приходили ли вы на могилу? Сколько раз?

• Что было потом, что произошло с его личными вещами?

• Убрали ли вы в его комнате?

• Были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали?

• Что вы сохранили?

• Пользуетесь ли вы его вещами? Например, если у умершего
был любимый плащ, носите ли вы его? Если была какая-то дру­
гая вещь, например фотоаппарат, пользуетесь ли вы этой вещью,
починили ли ее, если она была сломана? Если да, это хороший
знак, если нет, можно спросить, почему.

• Попросите показать альбом с фотографиями и наблюдайте за
выражением лица пациента.

Если работа не идет, можно узнать, нет ли чувства вины. Наи­более частая причина затруднений — разногласия, враждебные чувства между пациентом и умершим. Болеющий человек мог быть капризным, требовательным, мог раздражать друзей и родствен­ников.

Очень важно, как человек говорит об умершем. Если беспре­станно повторяет, каким он был хорошим, это может насторажи­вать. Важно, чтобы пациент мог говорить об умершем как о реаль­ном человеке, имевшем свои достоинства и свои недостатки.

Работа с детьми, пережившими утрату.Обычно родители ста­раются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты, объяс­няя это тем, что не хотят расстраивать детей. Но часто причина состоит в том, что они сами не в состоянии вынести интенсивно­сти эмоций ребенка. То, что дети не видят слез родителя, накла­дывает на них запрет на выражение собственных чувств: «Как я могу плакать, если я не видел твоих слез?» Если родители избега­ют говорить об утрате, высказывать свои чувства, дети начинают прятать свои чувства и вопросы.

Однако скрывание факта смерти родителя или запрет на выра­жение чувств не несет ничего, кроме патологических реакций. Родителя нужно научить помогать ребенку. Для этого прежде всего нужно помочь ему выразить свои собственные чувства. Это необ­ходимо для здорового проживания горя. Тогда он(она) сможет включить в процесс проживания горя детей, разделить с ними свои чувства, ответить с возможной откровенностью на их вопро­сы, дать выразить им свое сочувствие и оказать поддержку.

Реакция детей при благоприятных условиях.При создании со­ответствующих условий работа с горем у детей происходит так же, как и у взрослых. Благоприятные для детей условия прожива­ния горя: хорошие отношения с родителем до его смерти; полу­чение адекватной информации, откровенные ответы на вопросы ребенка; участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей; хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверен­ность в нерушимости этих отношений.

Особенности поведения детей, переживших утрату родителя, состоят в том, что ребенок плачет об ушедшем родителе, иногда надеется на его возвращение или начинает искать его, описывает отчетливо-яркое ощущение его присутствия, злится из-за утраты и винит окружающих, обвиняет умершего родителя, страшится потерять выжившего родителя. В результате он может быть тревож­ным, и его поведение может казаться странным.

12.11. Ритуал1

Ритуал рассматривается как средство, обеспечивающее пере­движение по территории горевания или через нее.

Ритуал создает пространство, служащее вместилищем для об­щего, разделяемого людьми события или процесса. Ритуал дина­мичен. Он предполагает выполнение как предписанных, так и спонтанных действий. Ритуал может воспроизводить традицион­ные, повторяемые действия, такие, как похороны, но может вклю­чать и новые действия, разработанные специально для конкрет­ного события, — публичного открытия произведения искусства. В ходе ритуала используются образы из общего для его участников прошлого — воспоминания о предках и минувших днях, события из истории сообщества. В ритуале используются слова, образы, символы и(или) действия, обладающие метафорическим значе­нием. Очень часто ритуал предполагает рассказ о делах давно ми­нувших лет, о корнях тех или иных событий, важных для членов данного сообщества. Примером тому может служить празднование годовщин свадьбы, дат основания какой-либо организации или

По материалам семинара профессора психологии Дж. Райтеда (США).

образования страны. Ритуал — еще один язык души, на котором человек может выразить свое горе.

Ритуал обеспечивает пространство, в котором в течение како­го-то времени находятся его участники, объединенные конкрет­ной целью, например оплакиванием смерти или какой-то иной потери. Ритуал используется в процессе трансформации или пе­рехода участника через определенные рубежи. Например, при пе­реходе от болезни к здоровью. Ритуал может быть способом уста­новления связей между его участниками для построения или ук­репления сообщества, может объединять людей, которые через обращение к прошлому стремятся восстановить свою связь с об­щими корнями сообщества и его предками. Он дает участникам энергию на будущее, помогая им справиться со следующим эта­пом жизни или выполнить стоящую перед ними конкретную за­дачу. Он способствует исцелению и восстановлению у участников ощущения целостности как самих себя, так и всего сообщества. Он создает безопасное пространство, в котором участники могут соприкасаться со своим опытом. Ритуал может придавать своим участникам энергию для совершения определенного шага или преодоления определенного жизненного этапа. Это позволит каж­дому участнику стать полноправным членом сообщества, как, например, в процессе инициации. Ритуал способствует более пол­ному осознанию священности того пространства, которое мы раз­деляем с другими людьми, — дома, города, страны, нации и пла­неты — и более глубокому осознаванию своей ответственности за это пространство.

И еще: каждая терапевтическая сессия в принципе может быть попыткой создания ритуального пространства для решения лю­бой конкретной задачи.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора...................................................................................................................... 3

Введение....................................................................................................................... 4

РАЗДЕЛ I