avangard-pressa.ru

Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. - Философия

На поставленный вопрос можно найти ответ в идеологии Беларуси. Идеология белорусской государственности есть сложное многомерное образование. Она имеет определенную структуру.

1. Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция РБ. Конституция страны это свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии.

2. Экономической основой идеологии государства является Белорусская экономическая модель.

3. Политическую основу идеологии белорусского государства составляет белорусская политическая модель

4. Мировоззренческой основой идеологии государства выступает белорусская идеологическая доктрина – национальная идея.

Внешнеполитические принципы:

1. неукоснительное следование конституционному положению о государственном нейтралитете.

2. невмешательство во внутренние дела других государств;

3. взаимовыгодные, добрососедские отношения со всеми без исключения странами мира

4. утверждение Республики Беларусь в качестве международного центра деловой политической и экономической активности.

5. готовность к выполнению роли культурно-политического стабилизатора напряжения в диалоге между Западом и Востоком, Севером и Югом, роль «стола переговоров» для урегулирования конфликтных и кризисных политических ситуаций любого уровня;

6. превращение Беларуси в финансовый центр региона благодаря свободному входу на рынок иностранных банков и других финансовых игроков;

7. реализация на территории страны любых экологически чистых, гуманитарных международных проектов.

8. превращение страны в международный образовательный центр, готовящий специалистов по всем направлениям фундаментальной и прикладной науки

9. предоставление территории страны для проведения реабилитации людей, пострадавших в результате стихийных бедствий и войн.

Внутренняя политика:

· реальное осуществление разделения властей законодательной, исполнительной и судебной, подчинение всех трех ветвей власти исключительно конституции страны.

· осуществление мировоззренческого плюрализма – одного из ведущих принципов правового государства

· строгое следование общепринятым в Европе стандартам в области прав человека по принципу: «все, что позволено гражданину в любой европейской стране, должно быть в полной мере позволено гражданину Республики Беларусь».

· социальную основу гражданского общества составляет средний класс, составляющий в демократических государствах до 70% населения. В нашей стране его процент весьма незначителен (по оценке экономистов он составляет примерно 0,9%). Средний класс в Республике Беларусь приобретает сегодня первостепенную важность. С ним напрямую связана судьба реформ, призванных раскрепостить и динамизировать экономику.

· утверждение гуманизма в качестве основополагающего принципа в подходе к решению любых общественных проблем.

57. Философские концепции взаимодействия человека — общества — природы: экологические ценности и проблемы современной цивилизации.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Николай Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется во всех работах, исследующих проблему «общество-природа», а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всём драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления её к своим потребностям, должно изменяться и само с учётом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определённые регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует чёткой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, её разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. Альберт Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношение к природе, ко всему живому на планете. Её носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путём преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Её реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-общество-природа».