avangard-pressa.ru

Беларусь в конце XVIII – середине XIX в. Урок обобщения» - История

Урок обобщения и контроля знаний.

Класс: 9

Учитель: Козлов Д.И.

Цель урока: определить основные итоги присоединения белорусских земель к Российской империи и контроль знаний учащихся в виде письменной работы.

Задачи:

1)Обучения:

Обеспечить усвоение знаний о итогах общественно-политического и конфессионального развития Беларуси, также итоги экономического и культурного развития Беларуси. 2) Развития:

создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;

характеризовать исторические события и личности данного периода, а также формировать умение раскрыть значение исторического понятия.

3)Воспитания:

воспитывать у школьников почтительное отношение к белорускому народу, системе нравственных и этнических взглядов; формировать у учащихся представление об исторических корнях белорусского народа, и чувства сопричастности к родной культуре.

Средства обучения:

· История Беларуси, конец XVIII – начало XX в. : учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов ; под. ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – 199 с. : ил.

· Мел, доска.

Проведение итоговой контрольной работы.

Задание №1: Найдите и объясните ключевые слова

1. Найдите и объясните ключевые слова:

Вопрос:

— в выдержке из отчета могилевского губернатора царю Александру II в 1858 г.: «...основная причина неудовлетворительного состояния сельского хозяйства заключается в... крепостных отношениях, при которых крестьяне... не имея никаких прав собственности на обрабатываемую ими землю, неохотно употребляли труд свой на возделывание полей, которые всегда могли быть отобраны от них... Если крепостное право, с одной стороны, парализовало деятельность, то, с другой стороны, оно препятствовало развитию и усовершенствованию земледелия в помещичьих хозяйствах...»;

Ответ:

1) Крепостные отношения – отношения наиболее полной и суровой формы крестьянской зависимости, урегулированные нормами крепостного права, окончательное закрепленного в Беларуси (ВКЛ) в 1588 г. и просуществовавшего до второй половины XIX века. Крепостные отношения подразумевают запрет крестьянам покидать свои земельные наделы (отсюда сам термин – прикрепление, или «крепость», крестьян к земле), наследственное подчинение феодалам (собственникам земли) и лишение крестьян права приобретать землю.
2) Помещичье хозяйство – крупное капиталистическое производство, ориентированное на сбыт и основанное либо на земледелии, либо на скотоводстве, либо на комбинации первого и второго.

Вопрос:

— в докладной генерал-губернатора Ф. Я. Мирковича царю Николаю I: «...две весьма важные меры, своевременно приведенные в исполнение, значительно содействовали сохранению в последнее время полного спокойствия в крае созданием твердой преграды злоумышленным намерениям подстрекать крестьян против существующей власти. Меры эти таковы: перевод государственных крестьян на поземельное оброчное положение и введение правильных инвентарей в помещичьих имениях. Первая уничтожила всю тяжесть, которой были истощены крестьяне из-за корысти арендаторов, вторая положила предел произволу помещиков, определив основные правила взаимных обязательств...»;

Ответ:

1) Поземельное оброчное положение – одна из повинностей зависимых крестьян, заключавшаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Оброк – форма феодальной ренты. Денежный оброк сохранялся до 1863 г., натуральный был отменен реформой 1861 г.
2) Правильные инвентари в помещичьих имениях – описи магнатских владений в Беларуси в XVI-XVIII веках. Проводились по распоряжению шляхетских крупных владельцев для определения взаимоотношений с другими земельными собственниками и населением. Инвентарная реформа проводилась в Беларуси в 1840-х гг. при Николае I. Цель реформы не совсем ясна. Некоторые исследователи считают, что целью реформы было улучшение положения крестьян ввиду общего кризиса феодальной системы.
3) Взаимные обязательства – такие обязательства, в которых каждая из существующих сторон обязывается совершить в пользу другой какое-либо действие, так что каждая сторона представляется в одно и то же время, только по отношению к другому действию, и верителем и должником.

Вопрос:

— в высказывании А. Мицкевича: «На белорусском языке, который называютрусинским, либо литовско-русинским... разговаривает около десяти миллионов человек; это самый богатый и самый чистый говор, он возник давно и прекрасно разработан. В период независимости Литвы великие князья использовали его для своей дипломатической переписки».

Ответ:

1) Русинский язык – совокупность разнородных диалектных, литературно-языковых и наддиалектных образований, бытовавших в среде русинов (группе восточнославянского населения) как в их исконных землях, так и за их пределами.

Задание №2: Сравните

Сравните:

Вопрос:

— политику царского правительства в отношении различных слоев населения западных губерний до и после восстания 1830—1831 гг.;

Ответ:

До восстания: русский самодержавный режим вел наступление на общественно-политическую жизнь западных белорусских губерний, вводя запреты и ограничения на свободу слова, ряд конституционных политических прав и свобод. Крестьянства это касалось мало, поскольку цели восстания не были способны решить их социальные проблемы, примерно такие же, как и проблемы всего закрепощенного крестьянства царской России. После восстания: царизм взял курс на искоренение полонизма и последовательную русификацию западной Беларуси.

Вопрос:

— дворянское (шляхетское) и демократическое течения общественного движения в Беларуси в первой половине XIX в.;

Ответ:

Шляхетская молодежь, недовольная переделом Польши, объединялась в кружки по политическим интересам националистической направленности. Одним из первых тайных обществ стала Виленская ассоциация. В Беларуси нашло отклик и поддержку движение декабристов. В 1825 г. общество «Военных друзей» пыталось осуществить восстание (неудачное).

Вопрос:

— сущностные черты фольварочно-барщинной системы хозяйствования и итоги реформы П. Д. Киселева в государственной деревне;

Ответ:

Фольварочно-барщинная система хозяйствования – форма помещичьего хозяйства, связанная с барщиной как основной формой феодальной ренты. Данная система ведения феодального хозяйства основана на получении ренты с держателей земли феодала либо арендной платы. Итоги реформы П.Д. Киселева в государственной деревне: введены инвентарные правила, согласно которым крестьянам оставалась земля, находившаяся в их пользовании; частичная реализация политики «опекунства»; отказ от фольварочно-барщинной системы и перевод государственных крестьян на оброк; признание гражданской свободы государственных крестьян, приобретение ими права собственности и права на получение наследства, занятие торговлей и ремеслами.

Вопрос:

— промышленный переворот в странах Западной Европы и Беларуси;

Ответ:

В странах Западной Европы промышленный переворот (индустриализация) начался в середине XIX века (Великобритания). В Беларуси временем начала промышленного переворота можно считать 60-70-е гг. XIX века, время перехода на мануфактурную стадию швейного, кожевенного и т.п. производства. Однако первые капиталистические фабрики в Беларуси были построены уже в 1845 г. в Могилеве, Белице, под Гомелем. Промышленный переворот в Беларуси начался с железоперерабатывающей и винокуренной промышленности.

Вопрос:

— положение с основным языком обучения в западных губерниях Российской империи до и после восстания 1830—1831 гг.

Ответ:

До восстания 1830-1831 гг. царское правительство терпимо относилось к обучению белорусского шляхетства на польском языке, однако после восстания началась интенсивная русификация населения западных губерний, включавшая, кроме прочего, и меры запрета на обучение не на русском языке.

Задание №3: Привести исторические факты

Приведите исторические факты, отражающие:

Вопрос:

— сословную политику царских властей в отношении различных слоев населения Беларуси после ее присоединения к Российской империи;

Ответ:

Присягнувшей на верность царскому правительству шляхте давались все права российского дворянства. Самоуправство шляхты, однако, было ограничено. На белорусские города распространилось действие «Жалованной грамоты городам» 1785 г. Магдебургское право перестало действовать. Право на гильдейскую организацию получило белорусское купечество. Указом 1794 г. еврейское население попало под действие закона о черте оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний. Положение белорусских крестьян не изменилось.

Вопрос:

— конфессиональную политику царского правительства в отношении верующих Беларуси в первой половине XIX в.;

Ответ:

Конфессиональная политика основывалась, главным образом, на обещаниях, данных в период разделов Речи Посполитой. Были приняты некоторые меры противодействия склонения православных в католицизм и унитарную веру. Католическая церковь окончательно утратила господствующее положение в Беларуси.

Вопрос:

— различные течения общественного движения в Беларуси в первой половине XIX в.;

Ответ:

1819 г. – образование тайного общества Национальное масонство; 1821 г. – образование Патриотического общества; 1820 г. – образование Общества любителей наук.

Вопрос:

— особенности развития промышленности в Беларуси в первой половине XIX в.;

Ответ:

В первой половине XIX века промышленность Беларуси находилась в основном на мануфактурной и мелкотоварной стадиях производства. Основные предприятия составляли вотчинные производства. Особенность развития промышленности определялась широким применением крепостного труда. Первые капиталистические фабрики в Беларуси были построены только в 1845 г. в Могилеве, Белице, под Гомелем.

Задание №4: Раскрыть причинно-следственные связи

Раскройте причинно-следственные связи между следующими историческими событиями:

Вопрос:

— восстание 1830—1831 гг. —> усиление «разбора» шляхты;

Ответ:

Восстание 1830-1831 гг. было инициировано, вдохновлено и осуществлялось, главным образом, силами польской шляхты, проживавшей в Западной Белоруссии, посему «разбор» шляхты, как комплекс мероприятий, проведенных властью Российской империи, по сокращению шляхетского сословия на Западной Белоруссии, был закономерен.

Вопрос:

— включение Беларуси во всероссийский рынок —> улучшение путей сообщения и развитие торговли;

Ответ:

Включение Беларуси во всероссийский рынок стало стимулирующим фактором для развития, в первую очередь, промышленности, что способствовало хозяйственной специализации Беларуси и находило отражение в улучшении путей сообщения и, конечно, развитии торговли.

Вопрос:

— сохранение крепостного права —> рост крестьянских выступлений;

Ответ:

Сохранение крепостного права порождало большой рост крестьянских выступлений, потому что капиталистические отношения в деревне развивались слабо, рынок по большому счету оставался узким, поднять производительность труда в аграрном секторе было практически невозможно, наемный труд не получал широкого распространения, уровень жизни крестьян не вырастал, покупательная способность оставалась низкой.

Задание №5: Доказать

Докажите, что:

Вопрос:

— участникам обществ филоматов и филаретов было свойственно чувство литвинского патриотизма;

Ответ:

Члены обществ филоматов и филаретов активно сотрудничали с польскими общественными движениями, которые ратовали за воссоздание Речи Посполитой и ВКЛ. Считая своей истинной Родиной Литву, они выступали за всеобщее просвещение в литвинском духе, были заинтересованы в изучении истории и культуры Литвы.

Вопрос:

— деятельность декабристов в Беларуси и восстание 1830—1831 гг. были отражением дворянского (шляхетского) течения общественного движения;

Ответ:

Основой восстания 1830-1831 гг. стало Патриотическое общество, созданное в 1820 г., в которое входили офицеры-шляхтичи. Поражение декабристского восстания в России вызвало сочувствие и поддержку шляхты в Беларуси, тем более что и декабристы в Петербурге внимательно следили за польским национально-освободительным движением. Общественное движение в западных белорусских губерниях Российской империи было представлено дворянами (шляхтой).

Вопрос:

— реформа П. Д. Киселева и инвентарная реформа не решили аграрного вопроса;

Ответ:

Реформа П.Д. Киселева и инвентарная реформа не решили аграрного вопроса, поскольку вопрос о крестьянском землепользовании так и не был затронут по существу, социально-правовое положение помещичьих крестьян осталось прежним, а помещичья собственность осталась нетронутой.

Вопрос:

— в первой половине XIX в. происходило становление белорусоведения;

Ответ:

Именно в этот период в Беларуси начинается национальное движение, выразившееся в изучении белорусской этнической культуры. Толчок этому дали идеи Просвещения и романтизма. Все большую заинтересованность образованной части общества стали вызывать история белорусского народа, культура и язык белорусского села. Так, в Вильнюсском университете была создана специальная программа этнографических и краеведческих исследований (И. Орджоникидзе).

Задание №6: Решить исторические задачи

Решите исторические задачи:

Вопрос:

— объясните поведение крестьян, о которых упоминается в стихотворении Яна Барщевского «Разговор хлопов»

Ответ:

Поведение крестьян объясняется их бесправным положением и ненавистью к шляхте, суровыми условиями крепостного права.

Вопрос:

— охарактеризуйте хозяйственное явление, о котором упоминает В. Дунин-Марцинкевич в стихотворной повести «Гапон»:

Ответ:

Речь идет об общественном разделении (крепостного) труда.

Вопрос:

— определите, о каком чувстве упоминается в строках стихотворения В. Сырокомли «Освобождение крестьян»:

Ответ:

В данном стихотворении упоминается чувство патриотизма.

Задание №7: Определить роль исторических личностей

Определите роль исторических личностей и деятелей культуры:

Вопрос:

— П. Д. Киселева в ограничении феодально-крепостнических отношений в Беларуси;

Ответ:

1) Роль П.Д. Киселева заключается в попытке (пусть не конца успешной) проведения аграрной реформы, в ограничении феодально-крепостнических отношений для государственных крестьян в Беларуси;

Вопрос:

— Я. Дамеля и В. Ваньковича в развитии исторического жанра;

Ответ:

2) Ян Дамель, писавший преимущественно на исторические темы, оставил богатое наследие белорусской живописи, запечатленное в его картинах «Крещение Ольги», «Павел I освобождает из плена Костюшко» и др. Творчество Валентия Ваньковича тесно связано с художественной жизнью Беларуси, им написаны портреты А. Мицкевича, А. Горецкого, К. Липинского и др. исторических личностей.

Вопрос:

— Я. Чечота в распространении идей гуманизма и становлении белорусоведения;

Ответ:

3) Ян Чечот подготовил к изданию сборники народных песен (около тысячи) с доминирующими патриотическими мотивами.

10.03.2015. Провел анализ урока студента-практиканта Малюжанец П.А.

Анализ урока

Учитель: Малюжанец Павел Александрович

Тема урока: «На пути к государству»

Место урока в изучении новой темы: 9 урокв теме «Беларуские земли с древнейших времён до середины 13 в.»

Цель урока: дать характеристику проведения урока студентом-практикантом.

Тип урока, его основные этапы: комбинированный тип. В его структуре выделяются: организационный момент, проверку домашнего задания, этап перехода к изучению нового, этап изучение нового материала, этап закрепление изученного, домашнее задание и подведение итогов. Эти этапы были зафиксированы в плане, по которому было проведено занятие студентом-практикантом.

Методика проверки знаний и умений учащихся: проверка домашнего задания происходила в форме устного опроса.

Содержание и методика изучения нового материала: при изучении нового материала учитель активно использовал объяснительно-иллюстративный метод. На уроке были соблюдены также основные требования к современному уроку. Так, все данные, преподносимые учителем детям, полностью соответствовали исторической действительности и принятым в исторической науке принципам. При проведении урока студентом-практикантом были соблюдены принципы активности и сознательности усвоения учениками новых знаний.

Оптимальность выбора методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод для изучения нового материала был выбраны с учётом возрастных особенностей, стремлением вовлечь в работу весь класс.

Реализация на уроке принципов научности, систематичности, последовательности, доступности и посильности, сознательности и активности: на уроке были реализованы принципы научности, последовательности, доступности и посильности в изучении нового материала, также был учтён принцип активности учащихся.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся, способность учителя задействовать в работе всех или большинство учеников: учитель активизировал познавательную активность учащихся с помощью вопросов на размышление и вопросов требовавших точных ответов.

Содержание и методика закрепления изученного материала: студентом-практикантом были заданы вопросы по материалу пройдённого параграфа. За небольшое время учащимся было предложено ответить на ряд несложных и конкретных вопросов. Им был сделан вывод относительно результативности роботы по новому параграфу.

Объём домашнего задания, инструкция по выполнению, наличие индивидуализации: все пункты домашнего задания студент-практикант прокомментировал детям для лучшего его выполнения.

Методические проблемы:отсутствовали.

Рациональность использования времени урока:время использовано рационально, затронуты все элементы урока.

Вывод: по результатам данного урока можно заключить следующее – студенту-практиканту удалось полностью реализовать пункты плана урока. Эффективности учебного процесса способствовал устойчивый контакт между учащимися и учителем.

11.03.2015.Проведение зачетного информационного часа, посвященного дню Конституции Республики Беларусь «Конституция – основной закон Республики Беларусь». На котором была рассказана история принятия белорусской конституции, представлены разделы и статьи Конституции Республики Беларусь. Учащимися задавался ряд вопрос, что позволило судить о заинтересованности данного вопроса.

12.03.2015.Осуществление индивидуального подхода к учащимся по формированию положительной мотивации к учебной деятельности (для каждого были предложены пути исправления или повышения оценок за проверочную работу)

13.03.2015.Проведение зачетного внеклассного мероприятия в 9 классе на тему «На гісторыка трэба вучыцца ў Полацку».

Проведение урока в закреплённом 9 классе.

План-конспект внеклассного мероприятия

Во время мероприятия ученикам раздаются буклеты и календарики, содержащие информацию о самом университете, а также о кафедре истории и туризма. На большом экране во время рассказа показывается мультимедийная презентация.

Полоцкий иезуитский коллегиум

• Как среднеобразовательное учреждение, иезуитский коллегиум в Полоцке был открыт в 1580 году по прямому указанию короля Речи Посполитой Стефана Батория и первоначально размещался на острове Западной Двины, напротив Софийского собора.

• В 1750 году коллегиум начинает отстраиваться в камне в непосредственной близости от костела св. Стефана и уже в конце XVIII века

Когда Полоцк, после запрещения деятельности Общества Иисуса в Западной Европе (1773 г.), становится мировым центром иезуитов, комплекс коллегиума начинает стремительно разрастаться. К концу XVIII века он представлял собой сложный, но вместе с тем совершенный градостроительный ансамбль.

• Коллегиум становится крупнейшим образовательным центром Беларуси того времени. Кроме учебных и жилых помещений, здесь были музей, обширная библиотека, насчитывавшая более 40 тысяч томов, типография, издававшая книги на латинском, польском, французском, немецком языках, картинная галерея, театр, где среди прочего ставились интермедии на белорусском языке, обсерватория, химический, физический, минералогический кабинеты. А собственные пекарня, медоварня, пивоварня, кузница, мастерские и аптека с учетом огромных земельных владений (более 100 тыс. га) и 16 тысяч крепостных превращали коллегиум в самодостаточный экономический организм.

Полоцкий кадетский корпус

• Официальное открытие корпуса состоялось 25 июня 1835 в день рождения императора Николая І.

• Последний выпуск в Полоцком кадетском корпусе состоялся в мае 1917 г.

Знаменитые выпускники:

• Широкую славу приобрел дважды георгиевский кавалер генерал-лейтенант Роман Исидаравич Кондратенко (выпускник 1874). Он стал героем Порт-Артура в русско-японской войне.

• Ян Барщевский - польский и белорусский писатель, поэт, издатель, один из основателей новой белорусской литературы. Основным творением автора является сборник фантастических произведений из жизни белорусской глубинки «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» в 4-х томах (1844—1846).

• Историки братья Василий и Михаил Семевские, П. В. Бабровский и др.

• Д. Н. Кайгородов – профессор Петербургского лесного института

• Полоцкий кадетский корпус сыграл положительную роль в отечественной истории. Он в значительной степени компенсировал недостаток учебных заведений на территории Беларуси

• А также многие другие выпускники, которые внести огромнейший вклад в развитие как нашей Родины так и соседних государств.

Из истории факультета…

• Историко-филологический факультет располагается в отреставрированных зданиях бывшего кадетского корпуса, одного из старейших учебных заведений Беларуси. Факультет был организован в сентябре 1994 года на базе факультета иностранных языков, образованного в апреле 1993 года.

• Кафедра истории и туризма была основана в 1994г. В 1999г. — открыта магистратура по специальности «Отечественная история». Заведующим кафедрой является Корсак Алеся Иосифовна, кандидат исторических наук, доцент.